История города и замка Abo (Турку). Ч.1

Вводную часть в написание истории и становлении города и замка Обу стоит, наверное, начать с самих истоков развития Финской территории. В основном ранняя история Финляндии, изложенная тут, построена на достаточно редкой книге Лялиной М.А. 1908 года «Очерки истории Финляндии».

Племена финно-угров, пришедших с алтайских гор, заселили среднюю часть Волги – и стали они так называться – финны (суоми). Там финны составили два племени – Тавасты и Карелы. Большая часть племени Тавастов как раз и заселила Юго-Западную Финляндию, где и находится ныне Турку (Обу). Полное расселение произошло примерно к 9-му веку. Как указывает Лялина, границы расселённых областей совпадали с естественными границами – реками, горами, долинами. Эти области назывались ленами. Области имели центром средневековые замки, а властители этих замков были так же и областными правителями – очевидно, тут уже имеется в виду более поздний период и никак не раньше второй половины 13 века (т.к. первый замок, который был создан на территории Финляндии – замок Тавастехус (Хяме) считается заложенным во времена второго шведского крестового похода в Финляндию правителем Биргером Ярлом – примерно в середине 13 века).

После переселения на запад, в отличии от времени, когда финны обитали на Волге, они стали быстрее развиваться. Стали строить древенчатые избы, появилась домашняя утварь, начали заниматься скотоводством и земледелием. Как указывает Лялина, финны варили голову медведя в гороховом супу, пили пиво и мёд – наверное, это уже преукрашивание. Забавами была стрельба из лука, борьба, плаванье, гонки на лыжах.

О существовании викингов на территории Финляндии ничего не говорится. Однако указывается, что скандинавские соседи делали набеги, но и финны порой сами нападали – в связи с чем было хорошо развито мореплавание. Также, если верить экспонатам национального музея Финляндии, и исследованиям, проведённым в том же Обу – те племена были если не викингами, то очень похожими на них. Для защиты порой заключались оборонительные союзы, однако это не было даже зачатком государства. Действовал родовой принцип – всё объединялось вокруг семьи, главой и судьёй где был отец семейства а законами – понятия о чести и совести.

У финнов процветало кузнечное ремесло – руду они добывали со дна озёр.

Доподлинно известно, что до пришествия на эти земли шведов и начала конфронтации с Новгородом фины были язычниками. Каких-то письменных источников они не оставили, но многое можно почерпнуть из повести «Калевала». Самым могущественным богом был бог Укко – повелитель ветров, гроз, воздуха. Повелитель воды – бог Ахти. Жена его – Велламо, у них было много детей, которые повелевали многочисленными озёрами на территории Финляндии. Повелитель лесов – Горио и его жена-хозяюшка леса – Миеллики. В обители мёртвых царил Туони. Имело место жертвоприношение, в основном в жертву приносили лошадей. Иногда на алтарь бросали и людей. Кроме основных богов было великое множество более мелких. Так же почитались сказочные герои – Вейнемейнен, Ильмариннен, Леминкайнен.

Такой уровень развития предполагал, что территория Финляндии вскоре попадёт под влияние более развитых соседей – так и произошло в 12 веке, когда шведский король Ивар присоеденил часть владений Суоми. Дальше влияние на финские территории начали оказывать и новгородцы – с востока. И шведы, и новгородцы насаждали языческим финнам свою веру. Причём, как отмечает Лялина, новгородцы это делали достаточно мирно, а шведы – огнём и мечём. Но, скорее всего это объясняется тем, что книга писалась ещё в Российской Империи и писать о том, что православие тоже насаждалось огнём и мечём, не стали.

Недовольные морскими набегами финских племён шведы во главе с Эриком IX Эдвардсоном и Упсальским епископом Генрихом предприняли первый крестовый поход в Финляндию в 1157 г. Высадились войска в устье реки Аура, недалеко от Обу. Там они встретили большое сопротивление, однако шведы были сильнее, и, в конце концов финнам пришлось принять крещение. Оно состоялось при ключе «Купитца», опять же, близ Обу. Таким образом, становится понятно, что некое поселение на месте нынешнего Обу было уже в 1157 году! Отныне шведы прочно там обосновываются и создают там свою колонию. Эрик покидает Финляндию, а епископ Генрих – остаётся дальше прививать католическую веру финнам. Генрих был убит финном Лалли, который захотел овладеть его кольцом, отрубил епископу палец, но палец и кольцо потом затерялись в снегу, и были найдены лишь весной. Расстроенный, Лалли взял шапку епископа. Шапка и палец украшают герб консистории Обу – по крайней мере, так было в 1908 году.

Положение католической общины в Финляндии после Эрика было очень непрочно. «Единственная крепость Або, построенная около того времени, не могла быть достаточно сильным оплотом против нападений язычников» - указывает Лялина. Таким образом, тут у неё идёт либо ошибка с датировками, либо на том месте существовала какое-то другое укрепление, не являющееся замком Обу в том виде, в котором он появился в 13 веке. Связь Швеции и Финляндии в период 1160-1248 была настолько слаба, что в шведских источниках того времени о Финляндии вообще ничего не упоминается. Это свидетельствовало о том, что язычники-фины плохо присоединялись к католической вере. Ситуацию усугубляли так же постоянные столкновения с новгородцами – в 1164 шведы были разбиты на Ладоге; в 1178 г. корелы проникли в Нюландию и убили епископа; 1186 году новгородцы напали на Емь; 1187 г. новгородцы совершили набег на саму Швецию, где разграбили город Сигтуна, стоявшего на месте нынешнего Стокгольма. В 1198 году князь Мстислав Давыдович сжёг Обу.

Большое влияние в крещении Финляндии сыграл епископ Оома. Воспользовавшись татарским нашествием на Русь он, с благословления папы Григория IX, собрал силы и с помощью ливонских рыцарей решил покорить новгородцев. Наряду с этим они обратили в католическую веру и немалую часть финских земель. Но, как известно, тот поход на Новгород не увенчался успехом – в 1240 войска Биргера Магнуссона были разбиты князем Александром Ярославовичем.

Однако, Биргер вскоре – в 1249 г. - предпринял второй крестовый поход в Финляндию. Высадился он у берегов Нюландии и напал на Тавастов. Там был основан уже упомянутый замок Тавастехус (Хяме), ставший новым оплотом католичества в Финляндии. Влияние шведов в Финляндии усиливалось – шведские правители начали заселять своими коренными подданными берега Финского и Ботнического заливов, что способствовало распространению среди финнов обычиев и языка шведов, а в скором времени – законов и общественного строя. Распространяла своё влияние и католическая церковь.

Магнус Ладулос, второй сын Биргера Ярла, свергнув с трона своего брата Вальдемара, помимо строительства прочих монастырей окончил строительство католического собора в Обу. Таким образом, это происходит примерно до 1290 года.

По некоторым данным первым герцогом Финляндии в 1280 году стал Густав Карлос (Carolus Gustavi). В том же году, по приказу короля Магнуса Ладулоса начали возводить и замок Обу. Как отмечается Ю.В. Антоновой, первые Шведские крепости возводились на основе крепких форнборгов – представляется, что и Абосский замок не стал исключением. Город Обу должен был стать крупнейшим административным центром шведской территории в Финляндии. В 1284 году король Магнус назначает герцогом Финляндии своего брата – Бенгта. Он входил в королевский совет и восседал в Обу





Ingvar.


Использованная литература

1. Лялина М.А. Очерки истории Финляндии, 1908

2. Антонова Ю.В. Замки и крепости Швеции и Финляндии. М. – Вече. 2010. С. 231-232.


>>В статьи<<