Проникновение Швеции в Финляндию

Общественное устройство Финляндии в средние века. Ч. 1



За анализ взята книга История Финляндии автора Вильо Расила; В пер. и под ред. Л. В. Суни; Петрозаводск :Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1996, 294 с. В дальнейшем ссылки будут идти только на страницы в этой книге либо специально указываться, если будут использованы дополнительные материалы.

На развитие финских территорий большое влияние оказали шведские викинги. Указывается, что во многом развитию городков способствовали именно их военные и грабительские набеги.

Далее отмечу первый немаловажный момент - как указывает автор, укреплённый Новгород хотел заполучить контроль над торговлей в Финском заливе, вследствии чего близ Abo существовала постоянная торговая фактория Новгородцев. Речь тут идёт, разумеется, о временах более древних, чем период, когда в Abo уже были построены кафедральный собор и замок - к тому времени Турку уже стал для новгородцев почти недосягаемой чертой, хоть в 1318 году они его и пожгли. Автор указывает, что находки, найденные на территории Финляндии свидетельствуют о том, что христианство распространилось на этих территориях ещё до Шведских Крестовых Походов. В основном это были украшения, выполненые под влиянием Византии и Руси.

Швеция и Новгород соперничали за влияние над территорией Финляндии - как за религиозное влияние, так и за контроль над торговлей пушниной. Шведские Крестовые Походы в Финляндиую приходились на то же время, когда совершались крестовые походы на Святую землю. В связи с этим, наличие Шведов в крестовых походах на Святую землю мне представляется немногочисленным, ибо горазо ближе была своя "ниша", которую стоило бы заполнить - а именно территория дикой в ту пору Финляндии.

В 1216 году папа Римский признал Эрика Кнутссона королём и предоставил ему право назначать епископов в Финляндии. Это стало подтверждением факта того, что Финляндия стала частью Шведского Государства.

Причиной второго крестового похода 1239 года в Финляндию стало недовольство, нарастающее в регионе Хяме. Оно было вызвано постоянными нападениями новгородцев. Во время второго крестнового похода позиции католической церкви в регионе были восстановлены, после чего в 1240 году действующий епископ Томас, вместе с жителями Хяме совершил поход на Неву - где был разбит князем Александром, который нам известен как Александр Невский.

во время Третьего Крестового Похода под предводительством Тургильса Кнутссона был основан Выборг, что укрепило позиции Швеции в регионе.

Однако всё это - достаточно неновая информация, которую достаточно легко найти. Но дальше - интересней. Автор исследует позиции церкви в регионе. Отмечает, что с каждым поколением позиции католицизма в Финляндии укреплялись, а епископ в Турку был настолько влиятелен, что иногда выступал против короля Швеции, а священники в своих приходах были непререкаемыми авторитетами (стр. 30).

Католическая церковь помогала финнам получать образование за границей. Указывается, что наибольшей популярностью пользовался Парижский Университет - выпускниками которого стали шесть будующих епископов Турку, а трое финнов были даже ректорами Парижского Университета.

Автор указывает, что монастыри в Финляндии не имели того значения, которые они имели в остальной Европе - вызвано это было тем, что первый католический монастырь был открыт в Финляндии в то время, когда рассвет их уже миновал. Однако крупным монастырём был доминиканский монастырь Святого Олафа в Або (1249 г.).

А теперь - самое интересное. Общественное устройство. Основной ячейкой была семья - в Западной Финляндии она формировалась из одной супружеской пары, которая отделялась от родителей, вспахивало свой участок земли и строила дом. Несколько семей образоввывали деревню. Более крупным образованием были округа. Такое устройство актуально и до принятия католической веры, и после. В древних священных местах округа строились церкиви, были организованы церковные приходы. Языческий сход был заменён собранием, во главе которого стоял приходской священник, но право голоса было у всех совершеннолетних мужчин.В случае опасности, на таких приходах принималось решение о совместной обороне области.

Однако с укреплением католицизма и усилением влияния Швеции такое "местное самоуправление" было подчинено шведской центральной власти. Во главе церковных приходов встали настоятели. У настоятеля была усадьба с большим наделом земли, и как лежали обязанности по сбору налога в пользу церкви. Налог платили натурой в зависимости от региона - зерном, маслом или рыбой. Указывается, что особо ценились "белые зимние шкурки, которые легко можно было продать за границу" (стр. 45).

Светская власть упрочила своё влияние строительством крепостей. В Турку - самой могущественной и процветающей в регионе крепости свой лен появился раньше, чем где либо. Замковые лены делились на уезды. Во главе уезда стоял местный чиновник - фогт, представляющий короля и наблюдающий за порядком взимания налога в пользу короны. Уезды состояли из волостей, границы которых соответствовали церковным приходам. В них из числа состоятельных землевладельцев избирался уполномоченный, помогавший фогту во всех делах управления. Налоги собирались в центре ленов, откуда часть отправлялась в Або, часть - в Стокгольм, а часть - оставалась использоваться на местные нужды.

Важной деталью является следующее. Автор указывает, что на территории Финляндии, как и во всей остальной Швеции, в первой половине 14 века судебные приговоры выносились на основе существующей в каждой провинции собственной неписанной традиции. Приговоры суда, вынесенные в самом низшем судебном округе - уезде, можно было оспаривать вплоть до короля. И, как и в остальной Швеции, на территории Финляндии в последствии сприменялся общий свод законов 1347 г.





Ingvar.


Использованная литература

Вильо Расила; В пер. и под ред. Л. В. Суни, История Финляндии, Петрозаводск :Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1996, 294 с


>>В статьи<<